Войти

Блог

  • Мы в социальных сетях

Сознание — обуза или помощник мозга?

6SGB0ghTjQgСознание — обуза или помощник мозга ? С интересным и неожиданным фактом того, как сознательное мышление может «мешать мозгу принимать быстрые решения, столкнулся обозреватель «ВВС future» наблюдая за тем, как нейробиолог Дэвид Иглман в одном из видеосюжетов пытается угнаться за 10-летним Остином Набером, мировым рекордсменом по капстекингу (строительству пирамид из стаканчиков).

Для Иглмана это был первый опыт капстекинга. Скорость и ловкость мальчика по составлению пирамид были такими невероятными, что все были поражены. Ученого и мальчика во время эксперимента подключили датчиками к электроэнцефалографу. Каково же было удивление, когда оказалось, что мозг Иглмана работал на полную мощность, хотя он и проиграл, а мозг Набера был едва активен. Разница в отношениях к самому процессу строительства: Иглман обдумывал все операции, а Набер все делал автоматически. При этом мозг ребенка был спокоен, поскольку ему не надо было задумываться над операциями. То есть, Наберу удалось с помощью тренировок интериорезировать процесс расстановки стаканчиков и довести его до автоматизма. Вопросом интериорезирования мозговой деятельности и задается Иглман в телесериале на британском канале ВВС4.

Ученый выдвигает версию о том, что подсознанию отведена более важная задача для решения проблем и межличностных отношений, чем предполагалось. Дыхание и работа внутренних органов — это лежит на подсознании. Есть и множество других примеров работы подсознания. Возьмем спорт. Всем известно, что чем больше спортсмен тренируется, тем выше у него показатели. Все дело в необходимости довести свои действия до автоматизма. Если каждый раз спортсмен будет задумываться над своими действиями, тем ниже будет его скорость. Например, бейсболист автоматически отбивает битой запущенный мяч, потому что его скорость в 160 км.ч и время в несколько сотен миллисекунд не оставляют ему время на обдумывание ситуации. Тут уже работает подсознание. Лишь потом спортсмен осознает произошедшее. Наше подсознание захватывает и более сложные ситуации. Мы неосознанно оцениваем сексуальную привлекательность противоположного пола, решаем простые математические задачи, формируем политические взгляды, даже «видим», будучи незрячими, то есть, обладаем слепозрением. Ученые спорят об эффективности человеческого сознания при такой его низкой скорости регистрации событий, что в конечном результате его реакция становится запоздалой и уже не имеющей никакого значения.

Подсознанием можно манипулировать. Мы можем выпить много спиртного в баре, соблюдать правила безопасности на дороге, подчиняться правилам поведения в определенных районах города- и все это на подсознательном уровне. Этим многие годы пользуются дизайнеры и рекламщики. Интерес нейробиологов к изучению подсознания вселяет надежду на то, что они смогут предложить варианты улучшения качества жизни . Иглман разрабатывает одну из тем, которая поможет определить влияние подсознания на уровень пристрастия наркозависимых к наркотикам, в том числе, и к кокаину, и позволит им контролировать ее. Чем больше ученые изучают мозг, тем больше убеждаются в том, что сознание всего лишь кратко излагает протекающие в голове процессы, которые не требуют нашего участия. Ученый считает, что утром с пробуждением включается наше сознание, но оно лишь маленькая частица тех процессов, которые происходят в нашей голове, и это лишь незаметная каморка в огромном поместье нашего мозга.

В Школе «Соробан» дети считают слишком быстро для обдумывания примеров – что это блажь или польза?
В процессе двухгодичного обучения дети соробан тренируют свой мозг как мышцу, всё время обучения мозг невероятно активен и в процессе обучения все осознанные действия переходят в бессознательные. И считать на невероятной скорости для ребёнка стаёт проще-простого, ему уже ненужно напрягаться и обдумывать свои действия. Его мозг уже прокачан и счёт уже идёт на бессознательном уровне.

То, что мальчик в сюжете не напрягается над комбинаторной задачей — это показатель наличия тренированных «мышц мозга». Аналогичен процесс и в обучении скоростному счёту, с помощью которого ребёнок привыкает на бессознательном уровне концентрироваться и тренирует мышление до автоматизма. В дальнейшем ребёнку не нужно напрягаться для выполнения любых задач. А при этом приложив усилия, он сможет много больше обычных возможностей. Как в спорте: если спортсмену легко поднять 100кг, то 120 он, приложив усилия, поднимет.

Отправить комментарий