Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детейЧто такое артикуляционная гимнастика для детей? Не все дети легко, без каких бы то ни было трудностей осваивают речь, по возрасту начинают точно говорить звуки и слова. Большинство проблем произношения связаны с особенностями развития органов в речевом аппарате. Детская речь формируется параллельно развитию мышц языка, способности управлять своими связками, дыханием, а также правильно складывать губы. Артикуляционная гимнастика — большой комплекс упражнений для каждого из этих органов, что позволяет им развиваться правильно и помогает малышу легко осваивать речевые навыки.

Некоторые родители с улыбкой относятся к детским недостаткам в произношении. Но как бы мило не звучали ломаные крохой слова, нельзя откладывать коррекцию речи в долгий ящик. Маленькие ошибки в звуках очень скоро станут дефектами, которые исправить уже невозможно. И они не только причинят ребёнку физическое неудобство, но и могут стать причиной проблемы социального плана – насмешки со стороны детей, неуверенность, трудности в общении.

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста – цели

Артикуляционная гимнастика для детейС проблемой выговора сталкивается далеко не каждый малыш. Речевые дефекты возникают на фоне выраженных нарушений в процессе развития артикуляционного аппарата – мышечного строения, прикуса или функций органов дыхания. Артикуляционная гимнастика для детей очень нужна, чтобы предупредить неправильное развитие указанных органов. Причём у маленьких детей в 2-4 года она выполняет профилактическую функцию,  а у более старших (дошкольников 3-4 лет) позволяет выправить дефекты, что уже успели развиться.

Принцип артикуляционной гимнастики прост. Упражнения на отработку речи тренируют каждый орган (элемент) артикуляционного аппарата, преследуя цель добиться гибкости, живости аппарата. Возраст в процессе развития речевых способностей имеет большое значение. Поэтому специалисты советуют артикуляционную гимнастику для детей применять с раннего дошкольного возраста.

Что собой представляет артикуляционная гимнастика для детей?

Правило номер один в любого рода обучении – регулярность занятий. И в спорте, и в тренировке памяти, и в развитии разговорного аппарата она является главным условием достижения результатов.

Речевую гимнастику с детьми проводят, соблюдая ряд правил:

  1. Оптимальность нагрузок. Тренировка не должна быть слишком долгой. Ребёнку 2-7 лет хватит нескольких минут занятий.
  2. Использовать зеркало. С его помощью ребёнок может видеть, как работает язык.
  3. Участие и помощь родителей. Иногда может возникнуть потребность в использовании подручных средств (чайной ложки), чтобы помочь крохе сделать какое-то упражнение.
  4. Темп занятий – умеренный, а интенсивность – 4 или 5 разных упражнений артикуляционной гимнастики.
  5. Положительный настрой. Нельзя принуждать детей к тренировкам речи. Занимайтесь, играя, и тогда у вас всё получится.

Иногда проблема развития речи настолько сложна, что гимнастики для её решения недостаточно. В этом случае не откладывая обратитесь за помощью к опытному логопеду или неврологу.

Какие бывают упражнения для артикуляционного аппарата?

Упражнения делят на виды по двум признакам:

  • по способу их делания;
  • по тому, какой именно орган они тренируют.

По первому признаку упражнения делятся на динамичные (органы находятся в движении) и статичные (органы неподвижны в заданном положении). К ним относятся такие элементы артикуляционной гимнастики:

  1. «Хоботок». Ребёнку нужно вытянуть губы, чтобы они стали похожи на хобот слоника – свернуть в трубочку и потянуться ими вперёд. Зафиксировать данное положение на 5-10 секунд.
  2. «Грибочек». В этом упражнении нужно язык приложить к нёбу и присосать, постараться открыть рот очень широко. Ненадолго задержать и расслабить.
  3. «Лопатка». Язычок расслаблен. Рот в широко раскрытом состоянии. Язык просто лежит на нижней губе.

Смена позиции языка или губ – это условие выполнения динамичных упражнений. В их числе:

  • «Качели» — язык нужно высунуть из открытого рта и раскачивать им то вверх (тянется к носу), то вниз (к подбородку).
  • «Часики». Упражнение с улыбкой. Язычок выступает в роли маятника. Ребёнок водит им попеременно в правый и левый уголок рта.
  • «Лошадка». Исходная позиция для языка в действии «лошадка», как в статическом «грибочке». Задача ребёнка – цокать как можно громче и чётче.
  • «Где конфетка?». Это занятие отличается тем, что рот в упражнении закрыт. Работает язык. Он движется к одной щеке, затем к другой.

Такая зарядка имеет много преимуществ: она развивает разные речевые органы в комплексе и не утруждает малыша. К тому же подаётся эта артикуляционная гимнастика для детей в стихах, что делает её интересной и весёлой.

Артикуляционный аппарат – правила развития по возрасту

В своём развития малыши проходят несколько стадий. Например, до 1 года ребёнок ещё не владеет своим телом, его отдельными частями, а значит, упражнения артикуляционной гимнастики пока не нужны. Приступать к занятиям можно примерно с 2 лет, причём артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет и зарядка для разговорного аппарата у ребёнка 4-5 и 6-7 лет будут сильно отличаться. От возраста зависит сложность, продолжительность занятий.

Какая цель артикуляционной гимнастики для детей самого младшего возраста (от 2 до 3 лет)? Малышей мы пока только учим узнавать звуки на слух (фонетически), управлять дыханием (следить за длиной вдоха и выдоха), а также отличать высокие и низкие звуки, интонации, громкость и силу голоса. Как это делать? Предлагаем игры с надуванием и сдуванием щёчек, с прятками для язычка, широким открыванием рта.

Когда крохе исполнится уже три года, можно приступать к освоению речевого аппарата. Упражнения, которые могут войти в артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет:

  • облизывание губ, как будто они испачканы в варенье;
  • задержка на лице улыбки;
  • а также упражнения, описанные выше – «лошадка» и «качели», «лопатка» и «часики».

Начиная с 3-4 лет, в артикуляционной гимнастике используют картинки для наглядности.

Какова цель артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет? В этом возрасте ребёнку предстоит детально изучить строение органов речевого аппарата с помощью упражнений:

  • «Парус». Нужно улыбнуться как можно шире. Язычок в это время должен находиться на бугорке, который под нижними зубами, и зафиксировать это положение на несколько секунд.
  • «Иголка». Название связано с тем, что малышу нужно постараться очень сузить язык и сильно вытянуть его вперёд.
  • «Почистим зубки». Это движение совсем простое. Нужно работать язычком по принципу зубной щётки, двигать по задней поверхности зубов в разные стороны.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет включает все перечисленные выше статические и динамические занятия. Взрослый дошкольник легко справится с любым из них. Особенность развития органов речи в этом возрасте – если дефекты есть, то это видно, а значит, можно выбрать конкретные упражнения для их устранения.

Артикуляционная гимнастика – полезная и весёлая игра

Дети любят играть. Именно игры помогают всесторонне развивать малышей и делают любое обучение эффективным. И артикуляционная гимнастика может стать любимым занятием для крохи. Раскрываем секреты, как сделать занятия интересными:

  • Используйте вкусняшки. Например, спагетти или сладкую вафельную трубочку можно держать на верхней губе, имитируя усы. Ещё одно статическое упражнение – сложить язык «чашечкой» и положить туда леденец, держать несколько минут.
  • Пользуйтесь готовыми наработками артикуляционной гимнастики для детей в стихах, со специальными картинками.

Не торопитесь делать выводы по поводу дефектов в выговоре звуков и спешить за помощью к логопеду. Чаще всего, небольшие изъяны легко устранить с помощью упражнений. Правильно развивать речь малыша поможет артикуляционная гимнастика для детей на видео, или фото-картотека упражнений.

Читать ещё:

Адаптация первоклассников к школе

Что делать если не понимаешь математику?

Чем занять ребёнка в 5 лет дома?

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан

Удовольствие от результата — главный мотиватор в обучении 

Считаем всем классом! Весело, легко, дружно!

Читайте так же

Теги: , ,

Читайте так же