Москва

Как мотивировать ребенка ходить в Соробан

автор: Юрий Новоселов

Школа ментальной арифметики Соробан® в России учит, пользуясь принципом: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В. Белинский).

В арсенале наших педагогов самые эффективные средства мотивации дошкольников и младших школьников. Ученики 5-11 лет с удовольствием принимают участие в игровых занятиях, выполняют задание на компьютерном тренажере. Но даже в таком позитивном развивающем пространстве случается, что ребенок не хочет заниматься уроками Соробан®. Как только снижается интерес к обучению, учиться становится трудно. Мамы и папы паникуют, а ребенок замыкается, переживает сильный стресс. Отсутствие мотивации – серьезная проблема, требующая незамедлительного решения. Ведь если учеба превращается в повинность, она не приносит радости. А наша цель – сделать так, чтобы познавательный процесс приносил детям не только интеллектуальную, но и эмоциональную пользу.

Ребенок не хочет ходить на занятия Соробан®. В чем секрет мотивации?

При совершении любого дела в коре головного мозга активизируются соответствующие выполняемым действиям участки. Когда ребенок совершает устный (ментальный) счет становятся активными отделы, ответственные за логику, воображение, память, концентрацию, анализ… Они не просто включаются, но еще и постоянно взаимодействуют между собой. Чтобы облегчить свою работу, мозг создает между этими участками тропинки, по которым они передают друг другу сигналы к выполнению определенных действий: обработка информации, визуализация чисел на абаке, преобразование увиденного ответа в число. Так вот, во время активности все эти нейронные синапсы получают интенсивное питание, пульсируют, излучают энергию. Нейробиологи, исследовавшие подобные состояния, пришли к выводу, что именно такие процессы происходят в мозге, когда человек счастлив. Что при этом испытывает сам ребенок? Если он увлечен делом, то полностью концентрируется на занятии и получает удовольствие. Что если ученик не любит считать в уме, считает занятие скучным, но все равно занимается? Во время занятий он может переживать стресс, раздражение, но в коре головного мозга все равно активизируются те же самые мыслительные центры. Независимо от отношения к ментальной арифметике, положительные результаты занятий принесут удовлетворение ученику. А положительные эмоции – основа мотивации. Бывает, что ребенок совсем не хочет заниматься уроками Соробан®. Родители видят, что ему скучно. Он отказывается выполнять домашние задания. Как правило, лень, если появляется, то распространяется на любую познавательную деятельность. Детский мозг тоже становится ленивым. Поразительно, что нереализованная энергия главного органа нервной системы не накапливается. Наоборот, снижение активности умственной деятельности приводит к снижению интеллектуальной энергии. Выходит, что для мотивации ребенка необходимо заставить его ум активно работать. Мы, взрослые, не способны угадать, что именно подтолкнет ребенка к проявлению активности. Идеальная ситуация, когда его увлечет само занятие, но бывает, что дети действуют под влиянием внешних или внутренних факторов – желание понравиться девочке (мальчику) в классе, упрямство. Родителям остается создать условия для развития, предлагать ученику разные варианты стимулов. Один из мотивов обязательно сработает.

Как можно мотивировать ребенка для занятий? Ищем баланс между «хочу» и «надо»

Каждый ребенок – личность, а потому и выбор методов воспитания всегда индивидуален. Тем не менее, есть общие направления личностного развития детей:
  • интеллект;
  • самостоятельность, дисциплина, ответственность;
  • способность к самостоятельному выбору цели и решению поставленных задач;
  • формирование уверенности, мотивация.
Проблема мотивации часто связана с тем, что в процессе воспитания родителям не удается построить мосты между детскими желаниями и обязанностями. Одна из причин конфликта интересов – современные психологические установки в развитии детей. Взрослые стараются оградить малышей от любых стрессовых факторов (неудач, трудностей, огорчений, скуки). Мы развлекаем, учим, берем на себя сложные дела. Но, чем комфортнее среда, тем меньше у ребенка стимулов к развитию. Есть другая крайность – неучастие в интеллектуальном, культурном, психологическом воспитании. Когда родители мало времени уделяют общению с малышом, не заботятся о создании условий для всестороннего развития, у ребенка формируется узкий круг интересов, дефицит впечатлений. А ведь впечатления – один из главных элементов мотивации. Воспитание любознательных, целеустремленных, самостоятельных и трудолюбивых детей требует от родителей большой любви, терпения. А еще применения эффективных средств воспитания:
  1. Приучение к ответственности. Учеба – это работа ребенка. Если он не сделал задание, не нужно спешить на помощь и быстро решать задачи вместо ученика. Позвольте ему сполна ощутить последствия своей безответственности.
  2. Щедрость на похвалу. Критика показывает ребенку его недостатки. Куда эффективнее указать на достоинства и поощрять к развитию в том же направлении. Поэтому замечайте детские достижения, хвалите за усердный труд, даже если он не приносит большого результата.
  3. Положительное отношение к занятию. Каждое дело имеет плюсы и минусы – и любимое хобби, и самый ненавистный предмет в школьной программе. Помогите ученику увидеть положительные стороны обучения.
  4. Поощрение. Речь идет не о подарках за хорошие оценки. Лучшее вознаграждение для ребенка за хорошо выполненную работу – чувство удовлетворения. Отлично дисциплинирует и мотивирует учеников тот факт, что после уроков можно посвятить время любимому делу (так называемый эффект отложенного удовольствия).
  5. Планомерное решение задач. Если у ребенка не хватает усидчивости, терпения, чтобы справиться с заданием, разбейте его на несколько более мелких задач. Во-первых, так вы разгрузите ученика, облегчите занятие. Во-вторых, появится больше возможностей для мотивации – после решения каждой подзадачи ребенок имеет право похвалить себя и получает очередной мотив для дальнейших действий.
Пробудить живой интерес можно к любой науке, занятию, соблюдая простое правило: учеба должна ассоциироваться с положительными эмоциями. Тогда головной мозг сам найдет стимулы, создаст ресурсы для решения поставленных задач.   Читать ещё: Путешествие в мир познаний с Татьяной Черниговской Соробан как способ борьбы с забывчивостью Самые интересные украшения на Новый Год Видео: https://www.youtube.com/watch?v=n-L6zfF8JT8 Соробан - школа в России. СПб. Необычный счет. Марго, 6 лет. https://www.youtube.com/watch?v=iDidgPE5FYg

Соробан - школа в России.СПб. Умножение, второй урок.

https://www.youtube.com/watch?v=74Fwu-SOyWg
 Соробан - школа в России.МСк. Влад, 8 лет, тема "Флаш", скорость 2,5 секунды, 5 действий
Наши приложения