Москва

Соробан как способ борьбы с забывчивостью

автор: Юрий Новоселов
Хорошая память – очень ценный ресурс в обучении. На всех этапах развития малыша тренировка памяти – одно из главных направлений интеллектуального воспитания. Все знают, какой уникальной памятью обладают детки дошкольного возраста. Поэтому, когда проявляются явные признаки, что у ребенка плохая память, родители начинают паниковать. А вдруг это отклонение? Или школьник просто не хочет учиться? Нужно ли лечение малышу, который постоянно все забывает? Чтобы разобраться во всех этих вопросах, начнем с главного – с поиска источника проблемы.

Почему у ребенка плохая память?

pochemu-u-rebenka-ploxaya-pamyat

Если ребенок жалуется на плохую память, да и вы сами замечаете, что он часто проявляет забывчивость в отношении элементарных дел, не спешите записывать его в лентяи. Да, для детей, в принципе, нормально не иметь проблем с усвоением информации. Но существует также много детей, которые по своей природе очень рассеянны, не умеют сосредоточиться, поэтому, практически, сразу забывают то, что им говорят родители и учителя. Это может быть связано с особенностями нервной системы, а может иметь эмоциональную почву. Самые распространенные причины плохой памяти у детей по своему происхождению делятся на две группы:
  1. Естественные.
  2. Приобретенные под влиянием внешних факторов.

Природные причины забывчивости и рассеянности у детей

Одна из причин плохой памяти у малышей – генетическая особенность развития мозга. Если кто-то из родителей в детстве имел проблемы с запоминанием, не стоит удивляться, что они проявились и в наследнике. Генетический фактор невозможно отменить или предотвратить, но и безнадежным его не назовешь. Чем помочь? Помогают упражнения, развивающие ум, тренирующие память, смекалку, логику. Вторая причина – гиперактивность, часто в комплекте с синдромом дефицита внимания. Это нарушение в работе ЦНС встречается часто. Дети с таким нарушением очень активны. Активны  настолько, что совершенно не могут усидеть на месте, а потому не могут концентрироваться и запоминать информацию. Требуется ли лечение гиперактивности? Медикаментозное – в исключительно редких случаях. Чаще всего психологи рекомендуют родителям:
  • больше времени уделять своим малышам;
  • всерьез заняться организацией распорядка дня;
  • включить в список развивающих кружков спортивные занятия;
  • тренировать память;
  • развивать концентрацию.prirodnye-prichiny-zabyvchivosti-i-rasseyannosti-u-detej
Третья причина – невроз. При наличии невроза проблемы с памятью проявляются с раннего возраста. Опытный невролог без труда определит диагноз. Чем раньше выявлено нарушение (а точнее, его причины), тем легче оно поддается лечению. Врач назначит специальные упражнения для стимуляции развития мозга и конкретных его функций (внимания, памяти, мышления). В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) тренировки ума назначают в комплексе с медикаментозным лечением.

Внешние причины плохой памяти у детей

Сегодня трудности с запоминанием – проблема, с которой соприкасаются  не только дети, но и многие взрослые люди. Дети бесконечно что-то забывают взять на занятия, теряют в школе свои вещи, придя домой, не могут вспомнить, какие темы проходили на уроках. Но такая забывчивость ребенка возникает не только из-за физиологических особенностей, но также из-за банального несоблюдения родителями правил развития и воспитания маленьких учеников.

Самые яркие примеры:

  1. Нарушение режима сна.
  2. Мало физической активности в течение дня. Физические нагрузки положительно влияют не только на мышцы, но и на работу головного мозга, поскольку они улучшают кровообращение в организме, способствуют эффективному питанию клеток.
  3. Недостаток занятий, развивающих память, внимание.
  4. Несбалансированное питание, недостаток витаминов, микроэлементов.
  5. Переизбыток информации. Если информационное поле ученика перенасыщено, он просто не успевает обработать и усвоить все поступающие знания.
  6. Несоответствие информации уровню развития ребенка в данном возрасте. Родители порой слишком торопятся в интеллектуальном воспитании малышей. Но это не значит, что дети ко всем знаниям готовы.
  7. Переутомление, связанное с учебными нагрузками (стрессами) или плохим самочувствием ребенка.
  8. Отсутствие интереса к изучаемому предмету. Дети любую информацию воспринимают на эмоциональном уровне. Даже, если у них хорошо развита концентрация и память, они могут пропустить мимо ушей неинтересную тему.

У ребенка плохая память – что делать?

Для начала убедитесь, что забывчивость малыша не связана с какими-то физиологическими причинами – дефицит витаминов, недосыпание  и пр. Здоровое сбалансированное питание, регулярные продолжительные прогулки на свежем воздухе, систематические физические нагрузки и полноценный сон – залог правильного развития ребенка. Физическое здоровье вообще лежит в основе гармоничного развития интеллекта, здорового эмоционального развития, устойчивой нервной системы. Теперь  давайте разбираться, по какому принципу работает память. Вся информация, которая хранится у нас в голове, представляет собой переплетение самых разнообразных образов, логически связанных с ними событий и ассоциаций. Ребенок быстрее запомнит слова песни, если разучит их вместе с друзьями в туристическом походе у костра, чем по книжке. Именно поэтому образное мышление, визуализация лежит в основе практически всех систем развития памяти у детей.

Какой бывает память?

Все образы в памяти появляются вследствие того, что ребенок получает информацию извне. А это могут быть звуки (включается слуховая память), предметы, которые можно видеть и даже трогать (зрительная и двигательная память). Полученные данные используются мозгом ситуативно (рабочая или оперативная память) или откладываются в закрома долгосрочной памяти. Но для всех типов памяти работает общий принцип запоминания: чем больше способов восприятия используется, чем более емкий создается образ, тем лучше запомнится информация.

Эффективные упражнения для развития памятиrebenok-shitaet-na-palcax

Есть несколько принципов эффективного запоминания:
  • упражнения на развитие внимания и памяти;
  • частое повторение пройденного.
Идеальные упражнения для детей и в дошкольном возрасте, и в начальной школе (7, 8, 9, 10 лет) – это всевозможные логические задачки, игры, головоломки. Желательно, чтобы были задействованы разные органы чувств: зрение, слух, осязание. Сенсорика имеет особое значение в интеллектуальном развитии ребенка. На кончиках пальцев располагаются нервные окончания, связанные с самыми разными участками головного мозга. Когда малыш пользуется пальчиками для изучения предметов, выполняет упражнения пальцематики, стимулируются и эти участки мозга. Немаловажную роль в развитии памяти играет грамотная организация процесса обучения. Если ребенок рассеянный, забывчивый, помогите ему с подготовкой шпаргалок. Как показывает опыт, школьникам помогает справиться с забывчивостью планирование. С вечера можно составить план на следующий день, время от времени заглядывать в него, чтобы ничего не забыть, а выполненные дела – вычеркивать. При желании можно строить и более долгосрочные планы. Практика ведения ежедневника имеет еще один положительный эффект. Вычеркнутые /выполненные задачи – это реализованные цели. Ученик становится не только  внимательнее, но и приобретает уверенность, стимул к реализации других планов.

Рассеянность и забывчивость у ребенка: как справляется с проблемой Школа устного счета Соробан®?

А Соробан® справляется с задачей комплексно. Во-первых, тренирует, развивает мозг регулярно и эффективно. А во-вторых, на протяжении двух лет (такая продолжительность развивающих курсов для детей в Школе ментальной арифметики Соробан® в России) закрепляет те способности и навыки, которые развивает в ходе обучения скоростному устному счету. Вы задумывались когда-нибудь, зачем нужно постоянно повторять пройденный материал, использовать приобретенные навыки и знания? В процессе их усвоения в головном мозге образуются нейронные синапсы (связи между нейронами, с помощью которых мозг выполняет поставленную перед ним задачу). Каждое повторение действий способствует укреплению этих синапсов,поэтому   постепенно решение задачи доводится до автоматизма. По такому же принципу развивается привычка мозга концентрироваться на задании, быстро обрабатывать информацию, визуализировать сложные абстрактные данные и запоминать их. На уроках ментальной арифметики дети тренируют внимание, логику, навыки эффективного запоминания и другие когнитивные способности, выполняя на соробан одни и те же действия (сложение, вычитание, умножение).

Инструменты ментальной арифметики, помогающие  в решении проблемы плохой памяти:

  • визуализация;
  • развитие мелкой моторики;
  • воздействие на разные центры восприятия;
  • создание благоприятной почвы для развития памяти – эмоционально яркой атмосферы на уроках.
Забывчивость ребенка сильно тормозит учебный процесс. Но надо понимать, что плохая или хорошая память – это только часть системы эффективного развития ребенка, наряду с логикой, воображением, интуицией и навыками анализа.  Поэтому развивать детский ум нужно всесторонне, именно так, как это делает школа Соробан®. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=A2I8asYNBVY

СПб. Миша, 7 лет, умножение на 9, 3-значные

https://www.youtube.com/watch?v=D5cR9VE_b5M

Соробан - школа в России. МСк. Тимур, 8 лет, 2-значные, 5 действий.

https://www.youtube.com/watch?v=hzDE5Bm6ewg

Соробан.Эстония. Бианка, счет 0,5 сек, 2-значные

Наши приложения