Ментальная арифметика и креативность! Есть ли связь?

Креативность человека. Но какое отношение к нему имеет ментальная арифметика?

Если вдуматься: все ли люди имеют эту способность и какую роль она играет в жизни и развитии человека? Красивое, недавно появившееся название способности творчески подходить к решению тех или иных проблем, умению находить и внедрять совершенно немыслимые идеи плотно и быстро вошло в нашу жизнь. Но это не означает, что всего этого не было раньше. То, что мы сейчас называем научно-техническим прогрессом, основано именно на этой уникальной возможности человека претворять природу и кардинально менять свою жизнь. Если на секунду представить себе, что бы было, если бы наш предок, увидев палку и камень, не соединил их вместе и не придумал орудие для охоты. Вроде бы, все предметы, которые нас окружают, созданы давным-давно и стали такими привычными для нас, но их кто-то же создал.

Этому созданию предшествовала огромная мозговая эволюция, развитие умения сначала представлять образы нового и лишь потом создавать реальные вещи и предметы. Но что же здесь такого противоестественного? Удивительно в этом всём то, что человек сумел соединить в мыслительную цепочку все те факты, с которыми ему пришлось соприкасаться: обязательно ли бить мамонта несколько раз, когда его можно ударить один раз чем-то посильнее камня с большого расстояния.

Да, вы скажете, что это закономерный процесс исторического развития человека. Но это, оказывается, и закономерный процесс развития его креативности. Ведь не случайно он соединил палку и камень. Конечно, для этого потребовалось много лет и усилий, но это и был тот трудный путь развития этой уникальной способности созидать, творить, усовершенствовать, которую учёные и назвали креативностью. Но, получив только критическое мышление и не получить возможности представить образ нового оружия, наш изобретатель никогда не создал бы его. Итак, новая мысль + визуализация её — это и есть первая ступенька к креативности.

Креативность и созидание

Креативность, созидание и визуализацияВ природе нам часто приходится наблюдать, как братья наши меньшие используют различные приспособления, чтобы добыть себе еду или развлечься: обезьяна достаёт с помощью палки еду, катается на лианах, птицы камнем разбивают орехи, бобры валят стволы деревьев для строительства запруд, но ни один из них не создал собственного орудия и используют только то, что дарует им природа в неизменённом виде. Ни одно живое существо, кроме человека, не способно преобразовать окружающий мир, создавать что-то новое. Именно эту возможность даровано только человеку. Но каждому ли? Однозначно, что нет. У этого сложнейшего процесса создания нового есть свой путь, который сможет пройти лишь тот, кто способен создать образ нового сначала в своём воображении.

В истории развития человечества известно множество примеров, когда новое изобретение визуализировалось в нескольких вариантах только в воображении изобретателя, который там же усовершенствовал их и лишь тогда они материализовались. Удивительным образом им удавалось не только сохранить своё изобретение, но и создать его с многочисленными поправками. Эти уникальные люди умели зарядить своими идеями даже целые группы. Известна история изобретателя iPhone Стива Джобса. Он настолько ярко описал разработчикам образ тачскрина на телефоне, что каждый из них сразу же представил себе ту часть схемы, которая нужна была для его создания. И всё это было с чистого листа.

Мой путь

Мне посчастливилось пройти этот же путь. Для создания первого в мире онлайн-тренажёра для занятий в школе “Соробан” мне потребовалось самое немыслимое — искать это решение в самом себе. И я его нашёл! Я его просто увидел! Не где-то на стороне (в мире аналогов нет), а именно внутри своего воображения. Наша школа “Соробан” уделяет первостепенное внимание не только многим правильным вещам, таким как: где и как использовать то, чему научим, но и развитию способности, которую я бы хотел видеть в своей дочери — креативности. Да, именно умение видеть будущее, смотря через призму пространства. Я считаю, что и внимание, и память, и желание учиться новому, — это очень важно, но, важнее всего, существеннее именно развивать креативность.

Именно ментальная арифметика и есть тот механизм, с помощью которого студенты включат свой механизм воображения, а, значит, и креативности. Счёты соробан, становясь невидимыми наяву, появляются чётким образом в воображении. Ребёнок видит их во всех деталях. Он на них считает. Это фантастически завораживает тех, кто не имеет дела с этой методикой, но является обыкновенным и привычным делом для “соробанят”. Они учатся представлять образы будущего, будь то немыслимый, на первый взгляд, практичный наряд из экологически чистого материала или межгалактического транспорта будущего. Для них это просто и привычно. Их мечтать, визуализировать и созидать научила школа “Соробан”. Они умеют видеть много вариантов, учитывать положительные и отрицательные стороны, выбирать лучший и создавать, создавать, создавать, будучи готовыми усовершенствовать созданное. Но сначала это будет в голове, ведь известна истина — двух одинаковых изобретений не бывает. Научить ребёнка не разочаровываться, не уйти с намеченного пути, сконцентрировать внимание и добиваться поставленной цели — всему этому научит устный счёт.

Я ни в коей мере не хочу приуменьшить роль других методик ментальной арифметики в развитии детей. Да, они работают. Но результаты успеваемости учеников Школы устного счёта “Соробан” на сегодняшний день более высокие, и детей, объективно показывающих высокие достижения, намного больше именно у нас.

Мы с уверенностью можем уже говорить о том, что Школа устного счёта “Соробан” занимает почётное первое место среди других технологий интеллектуального развития и стала их законодателем.

Юрий Новосёлов,

разработчик методики устного счета “Соробан”

Читайте также:
Какие способности развивает ментальная арифметика?
Готовимся к школе в центре ментальной арифметики Соробан