Москва

Нейропсихолог о ментальном счете: вред, польза, мифы и страхи родителей

автор: Юрий Новоселов

Оригинал статьи здесь

Автор: Лариса Деменко Детский нейропсихолог, педагог, соруководитель Школы Соробан®️ в Нижнем Новгороде

Вокруг ментальной арифметики много стало споров. Значит, тема развивается и захватывает умы родителей. И как водится, порождает много сомнений, домыслов и даже страхов. Полезно или не очень, развивает или забивает голову, стоит ли на это тратить время... Вот и меня спрашивают, почему же я выбрала ментальную арифметику в свой детский центр? 10 лет центр работает в рамках нейропсихологического подхода, 2 последних года преподаем ментальный счет детям 6-12 лет.

?Мои наблюдения и выводы, основанные на практике

?️Образный/ментальный счет подходит не всем... родителям. Да, именно так. Если цель, чтобы через месяц ребенок считал, как калькулятор, и впечатлял знакомых, то я сразу разочаровываю. Ментальный счет в Соробан®️ — это система, которая учит думать, ставить цели, проявлять упорство, дружить, заявлять о себе и работать в команде. Это новый стиль мышления ребенка. И всем понятно, что за ребенком стоит семья. Если семья не готова поддерживать в трудностях, отмечать успехи, разделять миссию школы, то можно не начинать. ? ?️Внимательность со стороны родителей и компетентность педагогов! Это первично! У детей бывают особенности в развитии, о которых не все родители готовы рассказывать. Увы, иногда это выливается в сетевые страшилки "мы стали заниматься и у нас..." Все наши педагоги проинструктированы на случай, если у ребенка наблюдаются трудности. У родителей есть возможность пройти диагностику и подобрать программу с учетом нейро и психофизиологических показателей. В любом случае, обучение и развитие ребенка — это включение обеих заинтересованных сторон, родителей и специалистов! Поэтому, когда я встречаю в сети "мы начали считать, и начались проблемы", для меня это - как стали учить кататься на велосипеде и обнаружили, что ребенок не держит равновесие и падает. Велосипед виноват??‍♀️ Как нейропсихолог отмечу, что любая функциональная несформированность — это как спящий вулкан, в любой момент может проснуться. Это я к тому, что проблема была и до этого, но вы не придавали ей значения, или не понимали, что это - проблема. Устный счет не может навредить ребенку! Но систематические занятия могут проявить то, что вы не замечали. Подключайте специалистов и смотрите в корень проблемы! Вместо того, чтобы сотрясать интернет "сенсацией"! Это просьба. И кстати, очень многие родители начинают выполнять специальные кинезиологические упражнения вместе с детьми именно после занятий в соробан, начинают понимать их значение и необходимость для развития.? ?️Иллюзии и ожидания. Опять же, плодят среди родителей мифы. Поэтому делаю акцент. Отдавая ребенка на обучение, родители должны понимать цель. И не подменять одно другим! Если цель - улучшить решение задач в школе, идите в математический кружок и разбирайте типы задач, учите ребенка алгоритмам решения. Вы же не сетуете на то, что занимаясь изучением английского языка, у вас в голову автоматически не подгружается французский? Я понимаю, что удобно, но устный счет — не замена развития и обучения. Это способ развивать способности, как игра в шахматы, о чем в хорошей школе Вам расскажут на первом занятии, которое проходит вместе с родителями.? ?️Ссылка на авторитетов.  Вот какая в этом засада. Чтобы быть компетентным в вопросе, важно владеть темой не односторонне. Приведу пример для понимания. "Один уважаемый нейропсихолог сказал, что образный счет развивает только второй и третий блоки мозга, обкрадывая тем самым самый важный — первый блок, который дает энергию на осуществление любой деятельности! И поэтому наши дети болеют!" Страсти какие ? Я думаю, коллега очень хорошо ориентируется в своей теме и очень далек от понимания "не своей". Чтобы делать такие заявления, нужно хотя бы полгодика понаблюдать за реальными детьми, которые занимаются ментальным счетом. И не только за детьми, но и за зрелыми людьми, сделав тесты до начала занятий и после них. Такой специалист да, будет говорить объективно, опираясь на реальные данные из собственной практики и на свои наблюдения. Разница понятна? Чтобы утверждать — нужно самому быть в курсе! Сюда же отношу "Я, как педагог, изучила эту тему и поняла, как это вредно!" Изучить тему можно только одним способом — начать считать образно! Тогда можно понять, как это работает, на что влияет и тд. Собрать в кучу отзывы и статьи по сети — это не изучить тему. ?️В копилку мифов: "Занимался МА до школы, а в 1 классе не смог считать, потому что запутался!"  Либо Вам плохо объяснили, как работает метод, либо Вы лукавите! В голове вашего ребенка — это точно два разных умения. Их обеспечивают совершенно разные функциональные системы. И если ребенок не может освоить счет на уроках математики, то причину нужно искать, например, в недостаточной сформированности пространственного фактора, также стоит проверить уровень развития мышления и начать помогать ребенку! Математический счет и ментальный счет — не одно и то же. У каждого свои цели, задачи и реализация. Будет ли ребенок после обучения хуже считать на уроках математики? Нет! На первом этапе дети считают на специальных счетах, то есть взаимодействуют с реальными объектами - косточками. Это позволяет правильно перейти от конкретного объекта к абстрактным числам и натренировать способность представлять. Ни в одной хорошей школе нет цели заменить математический счет ментальным! Если Вам говорят другое, Вас разводят((( Будут ли улучшения в математике? Да! Как и в любом другом предмете, где требуется умение сосредотачиваться, запоминать, переключаться, воспринимать информацию на слух и зрительно. ?️И сакраментальное "ментальный счет — это счет ради счета, подпитываемый амбициями родителей". Простите, но мне вас нечем поддержать. Я вижу ежедневно, как слабенькие детки раскрываются и начинают верить в себя, как более успешные учатся помогать другим, как работает командный дух; как дети на тематических занятиях творят трогательные открытки для бабушек и дедушек и амулеты для мам; как узнают значения новых слов — солидарность, единство и как они перестают быть просто понятиями; как родители отмечают изменения и держат за руку, когда ну очень трудно и нужно себя преодолеть; когда тренера обнимают и доверяют секреты; когда с новой победой несутся в класс и делятся; когда глаза горят от переизбытка чувств. А время находим для всего — и посчитать, и поиграть, и сделать полезные упражнения, и поработать в тетрадях на логику и смекалку и в турнире поучаствовать. Поэтому, пожалуйста, не повторяйте чужих "экспертных" слов! Объективная реальность строится на том, что Вы лично видите, слышите, чувствуете от взаимодействия с тем, о чем ведете речь. Очень уж это грустно, когда работает эффект толпы и бездумно повторяются заезженные фразы. ? Итак, почему я выбрала ментальную арифметику в свой центр? Все очень просто! Я начала считать сама. Потом присоединились мои дочь и мама. И у всех есть результат. Как вы понимаете, считаем мы не ради счета)) Но я знаю, как это работает! И за мной на данный момент умные талантливые педагоги, более 500 семей в одном только Нижнем Новгороде. А Школа Соробан®️ есть не только у нас! И это, несомненно, повод передать всем соробановский теплый привет ? ?Самое время отметить, что все вышесказанное касается ментальной арифметики, усовершенствованной и адаптированной Ю.А. Новоселовым на базе Школы Устного Счета Соробан®️. И по понятным причинам, я не беру на себя ответственность за метод и качество обучения в других школах. Настоящие представители оригинального метода здесь www.soroban.ru

С уважением, Лариса Деменко. Детский нейропсихолог, педагог, соруководитель Школы Соробан®️ в НН

К обсуждению открыта. Конструктивному. На вопросы отвечу. С удовольствием) На фото: Настюша Погодина и Ксюша Бажан со своими шедеврами. Студентки Алексея Зуйкова. Как говорится, не счетом единым    Читать ещё: Влияние устного счета на развитие мозга Советы по всестороннему развитию ребенка Соробан как способ борьбы с забывчивостью   Видео о ментальной арифметике https://www.youtube.com/watch?v=A2I8asYNBVY

СПб. Миша, 7 лет, умножение на 9, 3-значные

https://www.youtube.com/watch?v=D5cR9VE_b5M

Соробан - школа в России. МСк. Тимур, 8 лет, 2-значные, 5 действий.

https://www.youtube.com/watch?v=hzDE5Bm6ewg

Соробан.Эстония. Бианка, счет 0,5 сек, 2-значные

Наши приложения