Нужно ли помогать ребенку делать уроки?

У одного школьника родители считают, что помочь ребёнку с домашним заданием – их святая обязанность, а у другого даже не проверяют сделанные уроки. Какая форма участия родителей в учебном процессе правильная? Помогать или не помогать ребёнку?

О пользе и вреде родительской помощи сказано много. Опираясь на мнения детских психологов и опытных педагогов, мы выбрали полезную для мам и пап систему занятий с ребёнком дома. Она поможет взрослым понять их роль в обучении и выбрать лучший индивидуальный путь развития для своего малыша.

Какой должна быть помощь ребёнку в выполнении домашних заданий?

Какой смысл родители обычно вкладывают в слово «помощь»? От этого будут зависеть не только текущие результаты маленького школьника, но и будущие его успехи.

Если «помогать» в понимании родителя – это показать готовое решение, то пользы от такой помощи мало. Больше негативных последствий:

  1. Ребёнок становится пассивным участником в учёбе. Это лишает его самостоятельности, блокирует инициативу.
  2. Вместо того чтобы пробовать, ошибаться, развивать свои познавательные навыки, школьник просто переписывает начисто уже готовое задание. То есть он не работает, не развивается, ничему не учится.
  3. Родители могут ошибаться. Тогда ребёнок неправильную информацию запоминает, как истину.
  4. Когда всю работу делают взрослые, школьнику нет нужды стараться, прилагать усилия. Пропадает интерес к поиску, к знаниям.
  5. Родители, когда вместо ребёнка делают домашнее задание, лишают его ответственности за результат.
  6. Часто такая помощь вызвана желанием родителей видеть ребёнка отличником. В итоге – комплексы из-за плохих оценок, синдром отличника, страхов перед новыми видами занятий.

Те мамы и папы, которые на стороне помощи с домашними заданиями, на это скажут, что их дети учатся лучше остальных. Да, действительно, в начальных классах так и есть. Малыши, что занимаются дома с родителями, имеют лучшие оценки. Ситуация обычно меняется ближе к средним/старшим классам, когда учебный материал становится более сложным. Родители уже не могут помочь ребёнку в выполнении домашних заданий. А ребёнок не владеет познавательными навыками в достаточной мере, чтобы учиться без помощи взрослых.

Отсюда вывод: лучшая помощь детям в учёбе – это

  • хорошая интеллектуальная дошкольная подготовка ребёнка;
  • развитие уверенности в том, что малыш сумеет сам решить задачу любой сложности;
  • привитие правильных привычек: трудолюбия, планирования, распределения энергии;
  • поиск аргументов, которые могут заинтересовать ребёнка в учёбе.

На самом деле, если абстрагироваться от умных методик, родители ежедневно  в ходе простого семейного общения делятся со своими малышами бесценным опытом и знаниями. Советы психологов помогут извлечь из домашних занятий максимум пользы:

  1. Ребёнку нужна свобода. То есть возможность быть самостоятельным, пробовать свои силы, терпеть неудачи и одерживать маленькие, но личные победы.
  2. Детский ум нуждается в постоянной полноценной тренировке и развитии. Развивать нужно оба полушария, тогда детские таланты раскроются максимально. С этой задачей помогут справиться совместные игры, развивающие занятия для детей, уроки ментальной арифметики в центре устного счёта Соробан.
  3. На всех этапах обучения нужно правильно мотивировать школьника (не посредством оценок, а давая возможность почувствовать положительный результат приложенных усилий).

Как помочь ребёнку делать домашнее задание?

С началом школьной учёбы жизнь ребёнка становится сложнее. Новая обстановка, новые люди, резкое увеличение нагрузок могут оказаться слишком трудными для маленького школьника. Проблемы с домашними заданиями могут появиться уже в младших классах. Самая большая ошибка родителей – когда они тут же бросаются на подмогу. К чему приводит повышенное внимание и чрезмерная забота, мы уже выяснили. Так что родителям полезно будет узнать, какие меры предпринять для устранения и профилактики трудностей в учёбе:

  • Никогда не собирать школьный портфель. Нужно приучить ребёнка складывать вещи самостоятельно, подсказав, как правильно и быстро это делать.
  • Развивать навыки тайм-менеджмента. Хороший план – это уже половина дела.
  • Исключить контроль, отслеживание каждой палочки в тетради. Отойдя в сторону, родители дают ребёнку понять, что верят в него, а значит, он справится.
  • Дать понять, что готовы помочь с выполнением домашних заданий, если будет нужно.
  • Объяснять вместо того, чтобы давать готовые ответы или решения. Только внутренний мыслительный процесс приведёт ребёнка к знаниям, а для этого ему нужно понять материал.
  • Постепенно уходить от участия в домашней учёбе по мере того, как школьник будет набираться опыта.
  • Знать меру в выборе внешкольных занятий. Ребёнок не должен учиться постоянно. Ему нужен отдых, иначе стрессы и трудности в учёбе гарантированы.
  • Позаботиться о том, чтобы занятия дома проходили в спокойной обстановке, комфортной для школьника в физическом и психическом плане.

Школа устного счёта Соробан

Чтобы помочь ребёнку с выполнением домашних заданий, родители обращаются за помощью к репетиторам, к ведущим развивающим методикам. Японская методика ментальной арифметики – это сильная школа всестороннего развития. Сразу приходит на ум, что она хороша в изучении математики. Так и есть. Тренировки со счётами соробан помогают освоить детям быстрый устный (ментальный) счёт и учат мыслить быстро, точно, логично.

Но этим польза от обучения в Школе ментальной арифметики Соробан не заканчивается. Уроки скоростного счёта развивают выдержку, способность ставить и решать задачи, работать и развиваться. Дети привыкают использовать свои мыслительные способности, питать свой ум полезной информацией. Благодаря тому, что занятия проходят каждый день, а от приложенных усилий зависит время перехода на новый уровень обучения, школьники привыкают к дисциплине, ответственности за результат.

Сам счёт, как комплексный тренажёр, развивает детский ум, раскрывает его потенциал. Благодаря ментальному счёту ребёнок начинает быстро реагировать, целостно рассматривать задачи. Он сочетает анализ и при этом использует иррациональный подход к решению, поэтому находит выход там, где другие его не видят.

Центр устного счёта Соробан обеспечивает подготовку детей к учёбе по всем фронтам – от тренировки учебных навыков до мотивации и психотренинга. Лучшего способа помочь ребёнку с домашним заданием и не придумать.

Читать ещё:

Как помочь ребенку понять математику?

Советы родителям: как помочь ребенку с учебой

Плохая успеваемость в школе: как родители могут помочь?

 

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Как устный счет Соробан развивает мышление

Считаем всем классом! Весело, легко, дружно!

«Невозможно» — сказали бы вы!
Но это правда, Юля считает в уме, играя на домре