О мозге и Соробан простыми словами!

Автор текста педагог-нейропсихолог, член Ассоциации нейропсихологов России, директор школы Соробан™ в Нижнем Новгороде Лариса Деменко.

z_6ee7e019

Любая сознательная деятельность ВСЕГДА осуществляется, ОПИРАЯСЬ на СОВМЕСТНУЮ работу ТРЁХ БЛОКОВ мозга.

Первый блок регулирует уровень активности мозга.

Второй блок принимает, перерабатывает и хранит поступающую информацию.

И третий блок осуществляет контроль деятельности.

3-728
Условно: первый блок это то, как я себя чувствую, хватает ли мне энергии на осуществление той или иной деятельности, насколько быстро я устаю. Если этот блок страдает, наблюдаются перепады в настроении, страдают память и внимание — не хватает ресурса на сосредоточение и запоминание, ребёнок часто «выключается», делает глупые ошибки, капризничает или много бессистемно двигается, теребит предметы.
Если страдает второй блок, то будет сбоить то, что завязано на определённой модальности: мы получаем инфо через глаза, уши и ощущения. Заметно это прежде всего в учебной деятельности: ребёнок не воспринимает информацию на слух — диктанты например, или наоборот зрительно — списывает из учебника с ошибками, не может запомнить материал, путается в пространстве — тут и почерк, и зеркальность написания и счёт. Мышление живет здесь же. Как следствие, трудности в обучении письму, чтению, счёту.
Нет третьего блока — нет царя в голове. Нет причинно-следственных связей. Нет понятия «правило»: не важно — учебного или поведенческого. Это дети, которые знают правило, но делают ошибку именно на это правило. Это дети, которые «бузят» на уроке, гуляют по классу, заводят всех остальных.

71607aa8e1b94c9bb784360f2ed75065
По сути, все это можно вписать в понятие «автомобиль».
Бензобак с горючим — это первый блок. По аналогии: есть бензин — машина едет. Закончился — бесполезно вести переговоры: «ну же, милая, мы не доехали, давай напрягись чуток».
И ещё нюанс: бензобак с маленькой дырочкой. Ты заправляешься на 100 км, а проезжаешь — неожиданно 50. Невозможно рассчитать горючее!
Это к чему: мозг этих детей не может рассчитать нагрузку, он отключается неожиданно и для учителя и для самого ребёнка. Единственный шанс для обоих — «заправить бак», то есть дать энергию через направленное движение, питье воды, дыхательные упражнения.
Электроника, вся эта продуманная система, счисляющая, распределяющая, информирующая — конечно же, второй блок. Нет правильной информации о температуре, уровне жидкости и тп — нет слаженной работы.
Как-то в принципе доехать можно, но чревато, согласны? Вот и дети эти — в принципе учатся «чему-нибудь и как-нибудь».
Третий блок. Маршрутизатор. Логистика. Есть пункт А, есть пункт В и цель: выехать и доехать. Важно все: расчёт топлива, кол-во времени, ресурс оптимальный, промежуточные остановки, исправность системы, учёт внешних условий.

Понятно да? Все три блока действительно имеют значение. Они, собственно, и есть — возможность осуществить деятельность. Осознанно и планомерно.
Счёт — это такая же психическая функция, которая возможна за счёт слаженной работы этих трех блоков мозга!
А вот вам связь с Соробан. Есть интерес — есть ресурс, стимул «я хочу сосчитать» (1 блок).
Есть задача, цель и пошаговая модель, как можно это осуществить (представь счёты и фиксируй данные), далее контроль (я сосредоточен) — то есть функция третьего блока «я знаю, как это сделать и я контролирую собственную деятельность». И есть восприятие — заметьте, все три модальности — ощущаю (двигаю пальцами), слышу (стимулы на слух), вижу (стимулы зрительные)! Далее: представляю, запоминаю и выдаю результат!
Зачёт сдан))))) Все гениальное — просто!
Мы говорим о психической функции в рамках Методики Соробан! Счёт: воспринимаю зрительно и манипулирую предметами, когда готов — перевожу в абстракцию. Мы не нагромождаем сверху, мы укрепляем мост между образным правым и абстрактным левым. Увидел — пощупал — отложил косточки — назвал цифрой — мост построен.
Сокращаем: представил — увидел результат — выдал ответ. Ускоряемся!
Это уже автоматизация функции. Не просто могу! Могу так, что вы будете аплодировать!
И заметьте, все как задумано природой: от внешнего развёрнутого действия к внутреннему максимально свернутому. От взаимодействия с предметом до образного представления. Вот она — функция мышления в чистом виде!
Школа создаётся для того, чтобы сложное сделать простым и доступным. Иначе смысл этой школы))

Читать ещё:  Не вредно ли считать Соробаном?