Объем внимания у детей и поможет ли с ним Соробан™

Объем внимания у детей и поможет ли с ним Соробан™.

(Автор статьи  Климова Татьяна, учитель-дефектолог, специализация: развитие и коррекция когнитивной сферы обучающихся).Климова Татьяна

У Николо Паганини было три ученика. Они стали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание – один из познавательных процессов, который является обязательным для формирования учебных навыков. Вместе с мышлением, памятью и воображением внимание помогает эффективно усваивать школьную программу.

Почему важно тренировать свои мыслительные функции? ЗАЧЕМ? Позволю себе выделить следующие причины:

  1. Требования современного мира — внешние факторы. Для того, чтобы получать,  запоминать, обрабатывать большой объем информации, отделяя ненужное, выделяя главное.
  2. Для общего обзора и эрудиции. Иметь широкий спектр познавательных интересов.
  3. Учится ДУМАТЬ и ДУМАТЬ самостоятельно. Находить разные варианты решения  как  житейских, так и профессиональных задач.
  4. Личное развитие. Личностный рост.
  5. Быть продуктивным на   долгие годы. Продуктивность  рождает веру в себя, уверенность в своих знаниях, а это  поддерживает уровень самооценки и как результат,  положительное настроение, что сказывается на общем самочувствии.
  6. Интересоваться новым, быть любознательным, ставить себе задачи и находить на них решения.

Внимание является одной из когнитивных функций интеллекта, к которым также относятся память, логика,  мышление, речь, гнозис (распознание), праксис (управление действиями). Эти функции зависят друг от друга. Поэтому развитие внимания улучшает другие функции,  что приводит к улучшению  всего интеллекта.Объем внимания

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.

  Объем внимания – очень важная составляющая кратковременной памяти.

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.

Важнейшим средством для увеличения объема внимания является выработка умения воспринимать предметы комплексами, а именно видеть группу предметов как одно целое.

На протяжении младшего школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9—10 годам дети способны достаточно долго выполнять произвольно заданную программу действий, работая сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важным фактором успешности в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Подружитесь с математикой!

Все вычисления, которые вы чувствуете себя способными производить в уме, делайте, не пользуясь калькулятором или компьютером. Ничто так не шлифует мозг, как устный счёт. Способность в уме:

  • удерживать определенный порядок чисел;

  • оперировать двузначными числами;

  • производить умножение двузначных чисел.

Всё это сегодня вполне может служить поводом для гордости. Наш разленившийся мозг не слишком часто сталкивается с подобной необходимостью. Не разрешайте себе бросаться за помощью к вычислительным средствам при любой потребности произвести вычисления. Возьмите за правило сначала заняться устным счетом. Постепенно усложняйте арифметические задачки.

Внимание, наряду с другими высшими психическими функциями, такими как память и мышление, нужно развивать. Учиться успешно и с удовольствием, много читать, запоминать и уметь анализировать прочитанное, выстраивать свои знания системно – это задача очень важная. А уж как актуально это в период подготовки к  школе.

 когнитивные способностиНо где можно научиться этому?

Психологи, педагоги и методисты Школы устного счета «Соробан» разработали специальную методику и интерактивные тренажеры,  которые «прокачают»  когнитивные способности на этом ответственном этапе.

Начните со знакомства с правилами  работы вашего мозга. А следующий шаг – регулярная, в течение двух лет, тренировка внимания, памяти, мышления с помощью устного счета.

Читать ещё:
Тест для оценки уровня развития внимания детей 5-9 лет.
Методика Соробан™ и Юрий Новосёлов.
Как подготовить ребёнка к школе.