Повышаем внимательность ребенка с помощью ментальной арифметики

Дети рассеянны и невнимательны. В 5-6 лет такое положение вещей является нормой, но если малыш постоянно витает в облаках уже в школьном возрасте, это обязательно сказывается на его успеваемости.

Начиная с определенного возраста, главным занятием для каждого ребенка становится учеба. Обучение требует от детей определенных способностей. И внимание – первое из самых важных качеств. Оно необходимо ученику на уроках, когда нужно внимательно слушать учителя и вникать в суть темы. Концентрация помогает самостоятельно выполнять задания и не отвлекаться на посторонние факторы, которые всегда есть на школьных занятиях.

Тренировка внимания – одно из основных направлений развития ребенка. Оно требует от родителей понимания особенностей функционирования детского мозга.

Почему ребенок невнимателен? Что влияет на развитие внимания у детей?

Почему ребенок невнимателен? Что влияет на развитие внимания у детей?

Внимание – это способность направить мысли, память и восприятие в нужное русло, целиком погрузиться в познавательный процесс. В младшем дошкольном возрасте такой навык малышам не доступен. У них развито непроизвольное, неосознанное внимание, которым они не могут управлять. При условии правильно развития со временем у малышей формируется способность удерживать внимание на выбранном предмете или занятии усилием воли. Для учеников 5-7 лет нормой является концентрация на одном виде деятельности до 30 минут, быстрое включение в работу и способность легко перестраиваться, когда происходит смена деятельности. Если ребенок очень невнимательный, если он даже в 8, в 9 лет не дотягивает до этой нормы, значит, тому есть препятствующие факторы.

Самые распространенные причины детской невнимательности:

  1. Тип нервной системы.
  2. Повышенная активность.
  3. Переутомление.
  4. Слабая мотивация.

В первом и втором случае речь идет об особенностях детского темперамента. Трудности с концентрацией одинаково испытывают очень медлительные и слишком активные, непоседливые дети. Для медлительных малышей трудность заключается в инертности нервной системы, которая медленно реагирует на происходящее. В результате ребенку нужно больше времени, чтобы сосредоточиться, воспринять и усвоить информацию. Учеба в обычном темпе для них утомительна, поэтому медлительный ученик часто выглядит рассеянным, все забывает.

Неусидчивый ребенок, наоборот, страдает от вынужденной пассивности. Ему приходится на уроках в школе подавлять природную потребность в активной деятельности, от чего он испытывает дискомфорт и не может сосредоточиться.

Переутомление может быть вызвано разными причинами – слабым иммунитетом, несоблюдением режима сна, питания, пребывания на свежем воздухе, а также непомерными интеллектуальными нагрузками. Оказывается, знания могут принести не только пользу, но и вред, если их много и они приходят к ученику не в том возрасте.

Мотивация – такой компонент обучения, без которого привлечь детское внимание крайне сложно, особенно в младшем школьном возрасте. Скучно, неинтересно, пресно – если занятия проходят именно в таком ключе, не стоит удивляться, что внезапно ребенок стал невнимательным, а его успехи в учебе пошли на спад.

Ребенок невнимательный: что делать родителям?

Почему ребенок невнимателен? Что влияет на развитие внимания у детей?

Львиная доля ответственности за развитие школьника лежит на его ближайшем окружении. Педагог в школе работает с учениками, следуя программе, и он не может подстраиваться под индивидуальные потребности каждого ребенка. Задача родителей – научить школьника подстраиваться под общий темп занятий. Для этого нужны тренировки:

  • систематичность занятий, развивающих ум – первое условие успешного развития произвольного внимания (полезны занятия на развивающих курсах для детей);
  • решение логических задач, где нужно сравнивать предметы, находить между ними отличия и общие черты, делать выводы;
  • проведение занятий в спокойной обстановке, где ничто не отвлекает ребенка от учебы (родители не должны комментировать действия ученика, в комнате не должно быть отвлекающих внимание раздражителей);
  • организация четкого распорядка: выбор удобного времени для уроков, отдыха, игры с друзьями, определенного времени для сна;
  • помощь в оптимизации познавательного процесса: чередование разных типов занятий, обучение принципам работы с информацией.

В целом внимание имеет два компонента – это психологический (желание сосредоточиться) и когнитивный (выработанное свойство мышления). Для тренировки того и другого нужны специальные упражнения. И школа ментальной арифметики Соробан® в России имеет свою систему развития внимания у школьников 7-11 лет.

 Развитие концентрации в школе устного счета Соробан®

 Развитие концентрации в школе устного счета Соробан®

Начнем с того, что сам принцип ментального счета основан на проработке таких свойств мышления, как память, наблюдательность и внимание.

Польза уроков ментальной арифметики в данном случае объясняется использованием эффективных инструментов:

  • усложнение заданий (на каждом этапе обучения уровень сложности задач растет, поэтому увеличивается и требования к концентрации при их решении);
  • вовлеченность в процесс взрослых (интерес авторитетных людей – мамы, папы, педагога, — подогревает детское внимание к обучению);
  • непрерывность обучения на протяжении продолжительного периода (2 года) способствует не только развитию, но и закреплению приобретенных навыков, способностей.

Даже неусидчивому, рассеянному ребенку освоиться в школе ментальной арифметики Соробан® в России совсем не трудно. Все потому, что учителя школы знают, как помочь ему стать внимательным, умеют превратить учебу в творческое, увлекательное занятие, научить учиться с воодушевлением и интересом. Ученые доказали, что если человек может включать внимание, концентрироваться во время занятий каким-то одним делом (игрой, ментальным счетом), значит, он может так же успешно проявлять эти способности в любом другом занятии.

Читать ещё:

Устный счет как стиль жизни

Кому нужна ментальная арифметика

Ребенок не реагирует на замечания. Что делать родителям?

Видео про Ментальную арифметику в Соробан ®

Ментальная арифметика за 10 минут. Друг 4-1.

Соробан — школа в России. СПб, Маргарита. Счет в строку.

Ментальная арифметика за 10 минут. Просто 9, счеты.