Проблемы успеваемости в переходном возрасте (10-11 лет)

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». (Антуан де Сент-Экзюпери)

ploxie-ocenkiЕсли бы родители могли хоть иногда мысленно переноситься в прошлое, вспоминать свои мысли, чувства, радости и тревоги, трудности подросткового возраста собственных детей не казались бы им такими незначительными. Ведь большинство проблем, связанных с воспитанием подростков, основаны на отсутствии понимания глобальных преобразований в детской психике, организме, мышлении.

Чем отличается переходный возраст 10-11 лет?

Первые трудности у подростков начинаются именно в этом возрасте. На ребёнка обрушивается гора переживаний, вызванных резкими гормональными всплесками, внезапными физиологическими преобразованиями, смещением привычной системы мироощущения на фоне полового созревания. Он становится взрослым, но ему не хватает эмоционального опыта, чтобы с достоинством пережить этот сложный жизненный этап.

Зато таким опытом обладают родители, и с его помощью могут помочь своим взрослеющим детям избежать многих проблем. Переходный возраст у мальчиков и девочек имеет похожие признаки:

  • perexodnyj-vozrast-i-ploxie-ocenkiподростковые высыпания на коже;
  • проблемы социального характера (завоевание авторитета среди сверстников);
  • налаживание личных отношений (зависимость от чужого мнения, стремление быть лидером);
  • конфликтность, грубость, желание спорить (эмоциональная нестабильность, желание утвердиться как самостоятельная личность);
  • психологические проблемы, перепады настроения, депрессия;
  • проблемы в учёбе.

Школьная неуспеваемость

Проблемы в школе зачастую становятся для родителей подростков неразрешимой дилеммой. Добиться от ребёнка желания хорошо учиться в этот период удаётся немногим. Ещё вчера прилежный ученик вдруг не желает садиться за уроки, не слушается, резко сопротивляется родительским наставлениям. В такой ситуации большинство взрослых не знают, как правильно вести себя, как реагировать на плохие оценки, нужно ли наказывать за неповиновение и какие воспитательные меры предпринять.

Традиционные методы оказываются бессильными перед фактом взросления ребёнка. Поэтому родители должны понять глубину происходящих с ним перемен. Что нужно знать?

  • На физическом уровне метаморфозы затрагивают все органы и системы детского организма, и в первую очередь – головного мозга. Переходный возраст у девочек, мальчиков характеризуется активным формированием системы функциональных нейронных связей, определяющих дальнейшее интеллектуальное, эмоциональное развитие, мировоззрение и поведение подростка.
  • Меняется система ценностей: учёба перестаёт быть главной целью, на первое место выходит социальный фактор (лидерство, авторитет среди сверстников).
  • Ребёнок формируется как личность, примеряет на себя разные социальные роли, чтобы самоопределиться, понять, чего хочет и к чему нужно стремиться.

Исходя из общей психологии подростков, приняв во внимание индивидуальные особенности ребёнка, можно подобрать правильную воспитательную методику. Главные принципы взаимодействия с детьми переходного возраста:

  • предоставить свободу в разумных пределах, perexodnyj-vozrast-ploxie-ocenkiграницы которых стоит заранее обсудить с подростком;
  • создать условия для самореализации, поддерживать в любых начинаниях (творчестве, спорте, хобби);
  • уважать ребёнка, его взгляды, его выбор;
  • обеспечить возможность благоприятного внешкольного общения со сверстниками;
  • научить быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, добиваться поставленных целей;
  • строго соблюдать установленные правила.

На фоне общих перемен серьёзный подход к учёбе может окончательно отбить у ребёнка охоту приобретать знания. Занятия для детей должны быть интересными, по-прежнему актуальна игровая форма обучения. Большое значение имеет мотивация. Если ребёнок перестал видеть смысл в учебных успехах, необходимо перевести их в разряд эффективных инструментов достижения других – более важных для него целей (завоевать уважение друзей, понравиться противоположному полу, самоутвердиться).

Когда заканчивается терпение в воспитании подростка, вспомните, что перед вами ребёнок, оказавшийся на перепутье, разрываемый внутренними противоречиями, а потому растерянный и уязвимый.