Распространенные психологические проблемы дошкольников

vozrast-i-ploxie-ocenkiВ дошкольном возрасте дети развиваются так быстро, что мы даже не успеваем заметить этот переход к взрослости, самостоятельности в действии и мышлении. Круг интересов ребёнка с каждым днём становится всё шире. Детская память неустанно фиксирует опыт, знания, приобретённые по мере освоения новых видов занятий, исследования окружающего мира, активной жизнедеятельности малыша. Пока мы удивляемся, как быстро меняется размер ножки сына или дочери, происходят изменения на психологическом, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром, ищет своё место в нём, становится личностью.

К сожалению, на данном этапе неизбежны трудности. Детская психика ещё недостаточно устойчива для глобальных перемен, поэтому возникают психологические проблемы дошкольников

Особенности психологического развития

Психология поведения детей 3-7 лет находится под пристальным вниманием специалистов в данной области. Исследования позволили найти корень большинства отклонений в развитии и понять, как правильно действовать, чтобы оградить малыша от сложных ситуаций.

Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста имеет свою специфику, связанную с общими возрастными изменениями:

психологические проблемы дошкольников

  • творческое развитие, усложнение способности восприятия информации;
  • осознанное личностное становление;
  • физические перемены (развитая речь, моторика, координация);
  • развитие рационального мышления, способности проводить анализ, находить логические связи, делать выводы;
  • установление доверительных отношений с родителями;
  • самоопределение, понимание своих желаний, формирование целеустремлённости;
  • интерес ко всему новому.

Какие психологические проблемы возникают?

Даже самые прилежные, кроткие дети могут в один момент шокировать родителей своим поведением. И список основных проблем психологического воспитания не ограничивается поведенческими отклонениями от нормы:

Проблемы дошкольного возраста

  • проблемы интеллектуального развития – неспособность усваивать материал, концентрироваться;
  • эмоциональные, личностные трудности – повышенная возбудимость, апатия, тревога, раздражительность, развитие фобий;
  • поведение – ребёнок не слушается, врёт, грубит, проявляет агрессию;
  • осложнения неврологического характера – расстройство сна, аппетита, тики и нервозные жесты, утомляемость;
  • трудности общения – чрезмерная чувствительность, стеснительность или наоборот, необоснованные попытки лидерства.

Каждая из перечисленных проблем может стать причиной серьёзных психических нарушений в будущем, поэтому нужно внимательно относиться к своим малышам, искать причины возникновения проблем психического развития в дошкольном возрасте, способы их решения.

Так, демонстративное неподчинение часто вызвано поиском своего «я», определением границ своей индивидуальности. Причиной лжи бывают разные факторы, в том числе авторитарный стиль воспитания, недоверие, слишком развитое воображение на фоне неспособности отделять вымышленное от реального.

Нарушение самооценки (эгоцентризм, себялюбие, застенчивость, неуверенность) – результат некорректного родительского общения с ребёнком. Сюда относятся унижение, критика, сравнение с чужими детьми, преувеличенное восхищение малышом, его способностями.

Тревога появляется у детей, когда от них слишком многого ждут. Ребёнок чувствует себя несостоятельным, неспособным оправдать надежды родителей, ставит перед собой высокие цели, заведомо считая их непосильными для себя.

Психологические нарушения детей дошкольного возраста легче предотвратить, чем потом устранять проблему и её последствия. Как вести себя с ребёнком на данном этапе? Любить, заботиться, общаться на равных, уважать его мнение, желания. Что нужно малышу для нормального развития? Игры, общение с другими детьми, творческое развитие и спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ничего сверхъестественного, поэтому создать такие условия не составит труда.

Читайте ещё:

Для соображения нужно воображение
Раннее развитие детей. Методики раннего развития