Счет на полушария. Выпускники 55+ в Соробан™

В Днепре впервые в мире группу пенсионеров обучили японской ментальной арифметике

В последние годы ментальная арифметика (или японский образный счет) завоевывает все большую по-пулярность как дисциплина, позволяющая развивать математические и прочие способности детей, чтобы лучше подготовить их к школе или облегчить процесс овладения знаниями.

Однако до сих пор ни у японцев, ни у их многочисленных последователей из других стран не доходили руки до пенсионеров. Различные школы классического образного счета и авторские методики направлены на обучение детей в возрасте 5—11 лет или около того. Более того, считается, что людей пожилого возраста обучить технологии образного счета невозможно. Но теперь это заблуждение успешно преодолено новатором ментальной арифметики из Днепра — Юрием Новоселовым.


Юрий Новоселов — одним из первых на постсоветском пространстве научился сам и начал обучать японской ментальной арифметике

На прошлой неделе его авторская школа «Соробан» выпустила группу первого года обучения из тех, кому за 55. Впрочем, в реальности некоторым студентам перевалило и за 80.

По словам самого Новоселова, набирая группу из пенсионеров, он преследовал цель подтвердить тезис, что его методика действительно развивающая. «Сейчас любой кружок для детей говорит, что он детей развивает. Но правда это или нет? Неизвестно. Когда мы говорим, что улучшаем концентрацию, внимание, память и т. д. у детей, мы не можем быть уверены в том, что это действительно так. Дети растут. Им от природы дано улучшать все свои физические и умственные способности.

С пожилыми людьми ситуация диаметрально противоположная. В связи с физиологией своей они уже не улучшают свои мыслительные способности. Поэтому если мы сможем добиться у них улучшения памяти, скорости реакции, внимания, концентрации, то это однозначно будет заслуга школы», — рассказал «2000» автор эксперимента.

В прошлом году Юрий Новоселов дал объявление в нескольких городских газетах Днепра, пригласив пожилых горожан бесплатно пройти годовое обучение образному счету. О том, что пенсионеры считаются необучаемыми в принципе, им, конечно же, не сообщили.

Как и дети, студенты группы «для тех, кому за 55» ходили на занятия раз в неделю, а затем ежедневно дистанционно выполняли домашние задания. Параллельно участников возрастной группы тестировала психолог Виктория Гавриш. По ее словам, «в рамках этого проекта нам было интересно, насколько меняются показатели памяти и внимания. Поэтому участников группы каждый месяц тестировали, чтобы посмотреть, насколько эта методика влияет на важные когнитивные функции, которые, как считается, в этом возрасте начинают угасать».

Те, кому за 55, а в реальности — и за 80

Не все возрастные участники группы смогли успешно пройти обучение. Некоторым ментальная арифметика оказалась не под силу, либо же помешали бытовые трудности. Но 17 студентов все же завершили годичный курс. Среди них — несколько преподавателей высшей школы на пенсии, инженеры, производственники и просто люди, понимающие, что даже в зрелом возрасте развитие умственных способностей — это путь к долголетию.

65-летняя Ольга Литвинова до пенсии много лет преподавала в днепровских вузах политэкономию, экономическую теорию и другие экономические дисциплины. По ее словам, желание учиться в течение жизни было у нее постоянно. Все время осваивала новые дисциплины, а после выхода на пенсию заметила, что кратковременная память стала хуже, и задумалась, как ее восстановить. Ментальной арифметике Ольга Николаевна обучалась с удовольствием, и ожидания ее не обманули.

Сергею Пузанову тоже 65 лет. Он занимается производством экологически чистых продуктов и экотехнологиями. Всегда любил математику и цифры, поэтому пришел на эти курсы, чтобы познать что-то интересное.

Сергей Михайлович рад, что благодаря занятиям в школе ему удалось поразить внука. За 5—7 секунд может умножить на 11 в уме любое пятизначное число. Внук поначалу думал, что это невозможно. Но в итоге признал за дедом эту «сверхспособность».

Хотя счет — не самоцель. Главное, что меняется качество жизни. Почувствовав себя, как и полвека назад, школьниками, люди подпитывались на курсах положительной энергетикой.

Валентина Калинина, до пенсии проработавшая в днепровских вузах 30 лет (преподавала психологию, философию, управление персоналом), пошла на обучение с далеко идущей целью — синтезировать уже знакомые ей методики. Называет ментальную арифметику «Соробана» «великолепной методикой, чтобы успокоить себя».

Состояние, которое она при этом испытала, сравнивает с «Я-присутствием». Убеждена, что людям, которые не дошли до завершения учебного курса, не хватило психологической компоненты. Хотя лично она занималась «в гармонии, комфорте и удовольствии», а теперь размышляет, как можно за счет психологической составляющей улучшить методику преподавания или применить образный счет в других дисциплинах.

Итог годичного курса обучения японской ментальной арифметике украинских возрастных студентов подытожил автор методики Юрий Новоселов.

По его словам, японцы, много лет считавшие на счетах, заметили, что после 20-летней практики необходимость в физических счетах отпадает. Чтобы складывать или вычитать числа, достаточно шевелить пальцами воображаемые счеты.

Впоследствии этот эффект был положен в основу классической методики, позволяющей с помощью образного мышления обучить ребенка счету за 1—2 года. Первый год ребенок считает на классических счетах, а второй — на воображаемых.

Еще больших успехов удалось достичь с помощью компьютерных программ и технологий. В его авторской школе обучаемость детей увеличилась с 25 до 90% и более.

На сегодняшний день различные методики ментальной арифметики практикуются более чем в полусотне стран мира. И наиболее популярны они в не самых передовых и развитых государствах.

Этому есть четкое объяснение. Если ребенок родился в Швейцарии, то его жизнь уже удалась. А родившемуся в СНГ или в других развивающихся странах даже получение красного диплома вуза не гарантирует ничего. Чтобы стать по-настоящему успешным, нашим соотечественникам приходится быть немного умнее, быстрее соображать и смотреть на некоторые вещи более разносторонне. Способность к достижению успеха — это не список энциклопедических знаний, а умение ими пользоваться.

В обучении ментальной арифметике есть видимая часть айсберга — это сложение, вычитание трехзначных или умножение трехзначных чисел. И есть подводная, основная — это внимание, память, концентрация, скорость. Когда на курсы образного счета приводят 11-летних учеников математических классов, которые и так считают прекрасно, то у них повышается успеваемость по всем остальным предметам. Ведь основное умение, которое они получают на курсах, это мотивация и концентрация. Хотя и здесь не обходится, конечно, без способностей, недоступных простым смертным.

За счет того, что при образном счете задействовано правое полушарие, а левое — свободно, люди, обученные по этой методике, могут совершать в уме арифметические действия и в то же время вслух декламировать стихотворение. Именно поэтому преподаватели ментальной арифметики говорят, что их методика не нацелена на то, чтобы люди считали быстро. Они занимаются тренировкой образного мышления — правого и левого полушарий.

В будущем практику обучения образному счету возрастных студентов «Соробан» намерен распространить на свои филиалы, которые открыты во многих городах постсоветского пространства и в Европе — от Новосибирска до Рима. За обучение придется платить, но Юрий Новоселов уверяет, что это будут социальные и доступные цены.

Даже людей, всю жизнь решавших серьезные производственные задачи, преподававших в вузах, проектировавших или строивших заводы-гиганты, может заинтересовать обучение методике одесского математика Якова Трахтенберга, в годы Второй мировой войны находившегося в концлагере и, чтобы сохранить рассудок, разработавшего там систему устного умножения. Математику удалось бежать в Швейцарию, где он стал всемирно известным, в т. ч. благодаря разработанной им методике.

Если обучение возрастных студентов войдет в моду, вполне можно предвидеть и международные соревнования по скоростному устному счету, которые сейчас проводятся среди молодых адептов ментальной арифметики. А там, глядишь, и Олимпийские игры не за горами!

Источник: 2000

Читать ещё: Старение — не приговор. Это начало новой жизни. Группа 55+ в Соробан ™.