Как проверить, сможет ли ребенок адаптироваться к школе?

С поступлением в школу жизненный уклад малыша кардинально меняется. Он попадает в незнакомую среду, где ему предстоит научиться общению с учителем и одноклассниками, освоить новую деятельность (самостоятельное обучение), подстроиться под существующие правила социального поведения. Как правило, адаптация к школе длится до 6 месяцев. Но многие малыши в начальной школе сталкиваются с большими трудностями в учебе. Диагностика адаптации к школе помогает увидеть подводные камни, скрытые причины детских проблем в учебе.

Легко ли ребенку привыкнуть к школе? Методы оценки адаптации в России

Изучение готовности первоклассника к преодолению трудностей, связанных с учебой в школе, проводят по разным критериям. Чаще всего используются такие методики:

  1. Диагностика отношения ребенка к процессу обучения, внутренней мотивации. Чтобы оценить, насколько осознанно ребенок учится, проводится тестирование «внутренней позиции школьника».
  2. Оценка движущих стимулов, выявление главного стимула у школьника.
  3. Изучение эмоциональной зрелости, отношения школьника к разным аспектам школьной жизни. Для диагностики адаптации к школе применяют метод Люшера, который позволяет обнаружить, в каких ситуациях малыш испытывает дискомфорт, переживает негативные эмоции (тревогу, страх).
  4. Оценка тревожного состояния, поиск причин внутреннего беспокойства, психологического напряжения. Помогает в этом метод диагностики Прихожан А. М.
  5. Оценка уровня развития детского интеллекта. Чаще всего применяют метод рисуночной диагностики «Рисунок человека». Задача исследования – обнаружить причины отставания учеников, выявить нарушения в интеллектуальном развитии.

Все эти тесты не требуют специального оснащения. Проводить  диагностику  адаптации к школе можно в непринужденной атмосфере, в комфортной обстановке, чтобы ученику было проще отвечать на вопросы.

Как проходит адаптация к школе? Тестирование внутренней позиции школьника

Интерес к учебе, любознательность – основная движущая сила в успешном обучении школьника. Способности, учебные навыки – все это лишь инструменты в достижении главной цели. Именно поэтому в качестве примера диагностики школьной адаптации мы рассматриваем тест №1 из приведенного выше списка.

Как бы внимательно не наблюдали родители за поведением ребенка, многие детские мысли остаются вне поля зрения взрослых. Психологические тесты помогают лучше понять маленьких учеников. Чтобы выяснить, что для первоклассника представляет учеба в школе, ему задают такие вопросы:

  1. Тебе нравится школа? Что конкретно нравится, а что нет?
  2. Нравится тебе учитель? Опиши его (ее).
  3. Какие уроки ты любишь? Почему?
  4. Если бы можно было дома без ограничений пользоваться учебными принадлежностями, наряжаться в школьную форму и безнаказанно пропускать школу, тебе бы понравилась такая идея? Почему?
  5. Играя в школу, какую роль ты бы выбрал – учителя или ученика?
  6. В этой игре что имело бы большую продолжительность – уроки или переменки?
  7. Ты дружишь с кем-то в классе?

Если ответы ребенка касаются непосредственно учебы, знаний, интересных занятий, за них можно ставить 1 балл. Если же малыш отвечает в плоскости веселья, общения с одноклассниками, считает учительницу хорошей, потому что она красивая и не ставит плохих оценок, из всех предметов предпочитает игровые – физкультуру, рисование, охотно соглашается не ходить в школу – оценка такого ответа 0 баллов. В 7 вопросе «да» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

6 и 7 баллов в ответах говорят о том, что ученик понимает значимость обучения, знает, зачем он ходит в школу, интересуется тем, что изучает.

При результате 4-5 баллов —  в целом, отношение к школе, учебе положительное, но не вполне сформирована мотивация. Чаще всего такие дети считают учебу своим долгом.

При результате 3 и меньше баллов —  у школьника отсутствует познавательный интерес. Школа интересует его только с точки зрения возможности пообщаться, поиграть с друзьями.

Какие способности и навыки помогут ребенку быстро привыкнуть к школе?

Дошкольное развитие ребенка нужно проводить с максимальной пользой для будущей школьной адаптации. Важные составляющие подготовки первоклассника:

  • Он должен знать о том, что школа – это источник знаний, а знания – средство достижения любых целей. Чтобы мотивировать ребенка, нужно создавать ситуации, когда он должен быстро, легко усваивать информацию, сравнивать, обобщать, систематизировать, то есть, делать анализ данных, правильно применять свои знания. Чтобы получить высокую эффективность обучения, важно развивать мышление и способность к самостоятельному решению задач, принятию решений.
  • Ребенок должен уметь сходиться с разными людьми. Легче всего адаптироваться в школе ученикам коммуникабельным, доброжелательным, умеющим поддержать разговор, обладающим лидерскими качествами и способным постоять за себя.
  • Малыш должен верить в себя, сдерживать свои эмоции, когда в этом есть необходимость, ставить перед собой большие цели, мечтать. Но в то же время, ему нужно знать, что для решения задач нужно трудиться, преодолевать препятствия, делать выводы из своих ошибок.

Чтобы узнать все плюсы и минусы обучения, научиться учиться, ребенку нужно получить опыт, ощутить силу своих возможностей, радость от первых побед и огорчение из-за первых неудач. Такой опыт дошкольникам и маленьким ученикам дают уроки ментальной арифметики.

Школа ментальной арифметики Соробан® — специальные развивающие курсы для детей, которые помогают в освоении искусства саморазвития, раскрывают уникальные возможности детского ума. Для любознательных, талантливых учеников привыкнуть к школе, как и к любой другой незнакомой среде, не составит труда.

 

Читать ещё:

Тест: готов ли ребенок к 1 классу

Хочешь стать успешным – научись считать!

Помогите ребёнку подняться

 

Видео про Ментальную арифметику в Соробан ®

Мы уверены в том, что так считать не умеют ни его родители, ни друзья, ни одноклассники)) Счет двузначных в 7 лет!

Второй Городской Турнир по Ментальной Арифметике 13 мая 2018г.

Отзывы деток и родителей о школе Соробан