Вопрос-ответ: Ментальная арифметика Соробан™ и развитие мышления

Вопрос
Некоторые психологи и методисты утверждают, что методика “Соробан ™” по обучению ментальной арифметике слабо воспринимается детьми с преобладающими типами мышления: словесно-логическим, предметно-действенным и абстрактно-символическим. А работает только для наглядно-образного. Соответственно, на 25% детей. Говорят, что тип мышления невозможно изменить.

Ментальная арифметика

Ответ.ментальная арифметика
Прежде всего, давайте определимся с понятиями, о которых идет речь в вопросе. Что такое мышление? Открываем Википедию:

Мышление — это познавательная деятельность человека, одна из высших психических функций. Психический процесс — процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Источник

Перейдем к классификации мышления по психическим процессам. В различных источниках вы можете увидеть немного отличающиеся названия и различную периодизацию по возрастам.
Наиболее известна следующая классификация: сначала развивается наглядно-действенное мышление, потом наглядно-образное мышление, затем словесно-логическое. 

Так, например, наглядно-действенное могут называть конкретно-предметным или предметно-действенным. Суть одна, ребенок, изучает окружающий его мир на ощупь, поэтому и тянет ко всему ручки, чтобы потрогать, взять, покрутить, осмотреть и положить в рот (тут срабатывает инстинкт выживания на предмет съедобности и полезности продукта). 

Одна стадия плавно перетекает в другую — это и есть процесс развития ребенка. Научившись в детстве созерцать предметы окружающего мира, манипулировать предметами, абстрактно мыслить, взрослый человек постоянно использует эти навыки, в зависимости от своих желаний и действий. ментальная арифметика

Говорить о том, что какой-то вид мышления у каждого человека постоянно преобладающий не совсем корректно.

Далее, необходимо разобраться как формируется мышления. Сразу скажу, все возраста приведены примерно, так как развитие сугубо индивидуально, но такая классификация наиболее понятна и общеизвестна.

В возрасте до 2-3 лет преобладает наглядно-действенное мышление.

Развивается предметно-манипулятивная деятельность, совершенствуется восприятие, речь, элементарные формы произвольного поведения.

В возрасте 3-4 лет продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, а также развивается наглядно-образное мышление. 

Таким образом, ребенок уже может организовать себя и других детей в ролевые игры: дочки-матери, водитель и пассажиры, волк и козлята. А для этого ему необходимо представить, вообразить себя в роли кого-то. Кроме воображения активно развивается память и внимание. Игра является ведущим видом деятельности.

В 4-5 лет появляются зачатки произвольного внимания, в то же время, активно продолжает развиваться память и воображение. 

Дети учат стихи и фантазируют. Именно с этого возраста лучше всего изучать ментальную арифметику, так как она способствует развитию образного мышления, что совпадает с физиологическим развитием ребенка. Дошкольники могут решать простые задачки на ассоциации, выполнять простые задания по схеме. Увеличивается концентрация внимания ближе к 5-6 летнему возрасту. Поэтому сажать детей за парты в 4 года с целью обучения неэффективно и малополезно.

В 6-7 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление, что является хорошей основой для словесно-логического мышления. 

Усиливается произвольное внимание, совершенствуется речь, пополняется словарный запас, развивается связанная речь.что является хорошей основой для словесно-логического мышления И тут необходимо уделить внимание воображению, так как оно развивается только при условии проведения специальных занятий.


Не все дети, от 5 до 13 лет, приходя на первое занятие в школу устного счета “Соробан”, могут сразу увидеть счеты в образе, но к завершению второго-третьего занятия счеты в воображении видят все дети. Таким образом, этот возраст наиболее благоприятный для развития воображения с точки зрения физиологического и психического развития ребенка.

Все три вида мышления остаются с человеком на всю жизнь. В зависимости от того, чем оперирует человек в мыслительном и деятельностном процессе: словом, образом или действием, и как они соотносятся между собой, преобладает какой-то вид мышления, (на конкретный момент времени). Однако, все они взаимосвязаны.

Как это происходит в жизни. Когда человек решает задачи в уме, мечтает или планирует что-то, он использует наглядно-образное мышление. Когда что-то чинит, собирает, манипулируя при этом предметами — использует наглядно-действенное мышление. Когда ведет переговоры, оперирует понятиями — использует словесно-логическое мышление. 

Однако, ответьте на вопрос: возможно ли решать задачи, используя наглядно-образное мышление и не используя словесно-логическое? 

Можно ли, например, собрать шкаф, используя наглядно-действенное мышление и не используя наглядно-образное? Так может ли преобладать какой-то вид мышления у конкретного человека постоянно?! 

КАК можно было посчитать, что детей с наглядно образным мышлением 25%?

Подведем итоги. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У всех людей в одинаковой мере развиты они все, но в зависимости от характера решаемых задач, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. Самое раннее — наглядно-действенное мышление, ведущий вид деятельности которого — взаимодействие с предметами и манипуляция ими. На основе наглядно-действенного возникает наглядно-образное мышление. Навык манипулирования предметами в реальности переходит в навык, когда ребенок может оперировать наглядными образами в уме, проще говоря, фантазировать, представлять, воображать. И высшая ступень мышления — словесно-логическое, отвлеченное, абстрактное мышление, то есть оперирование знаками и словами с помощью логики. Проще говоря — речь.

Развитие мышления, как высшей психической функции, заложено в природе человека. Взрослые словами и примером своего поведения способствуют социализации ребенка. А для развития навыков и способностей необходимо приложить усилия, специально их развивать.

Вспомним, всем известных детей-маугли, которые не слышали речь в детском возрасте и на смогли научится говорить, когда их нашли.

Всему свое время и, если уделить развитию способностей время и приложить усилия, можно добиться невероятных результатов.